Перейти в личный кабинет

Развитие движений кистей и пальцев рук

Исследователями установлено, а прак­тикой подтверждено, что уровень развития речи детей на­ходится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.           
Поэтому тренировка движений пальцев и кистей рук яв­ляется важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуля­ционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим ра­ботоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Работу по развитию движений пальцев и кистей рук сле­дует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.
Благоприятное воздействие на развитие движений ки­стей и пальцев руки оказывает самомассаж, а также заня­тия изобразительной деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, каштанов, желудей, соломы и т.д.).

Примерный комплекс упражнений для пальчиковой гимнастики

1. Сжимание пальцев в кулак и разжимание пальцев обе­их рук одновременно, затем по очереди (руки впереди, вверху или в стороны), (рис. 1 а, б).

1OVAtwFAAkK55eTm6jCrKQ2. Выгибание и прогибание кистей рук одновременно, за­тем по очереди, (рис. 2 а, б).

1OVAtwFAAkK55eTm6jCrKQ23. Упражнения с замком (пальцы переплетены, ладони сжаты): сдавливание ладоней, повороты, наклоны вправо-вле­во, разжимание пальцев, не расцепляя замка—"СОЛ­НЕЧНЫЕ ЛУЧИ", (рис. 3 а. б).

yUPhowebakmoamVVwdaHIg4. Упражнения с сомкнутыми ладонями с преодолением сопротивления:
наклоны вправо-влево, вперед-назад (руки перед гру­дью), разведение кистей в стороны, не размыкая запя­стий (руки вытянуты вперед), (рис. 4 а, б, в, г).

yUPhowebakmoamVVwdaHIg2tM2trcYN8UONXQ2mPNXWSw5. "НОЖНИЦЫ" — разведение пальцев в стороны и све­дение вместе сначала одной, затем другой руки, затем обеих pyк вместе, (рис. 5)

tM2trcYN8UONXQ2mPNXWSw26. "КОГОТКИ" — сильное полусгибание и разгибание пальцев, (рис. 6).

tM2trcYN8UONXQ2mPNXWSw37. Надавливание ладонью одной руки на сомкнутые паль­цы другой, преодолевая сопротивление, (рис. 7).

tM2trcYN8UONXQ2mPNXWSw48. Прогибание ладони одной руки полусжатым кулаком другой с преодолением сопротивления, (рис. 8).

Xus2V4Nak2At0LkNAFCw9. Вращение больших пальцев (пальцы, кроме больших, сцеплены в замок), затем сильно сжимать подушечки больших пальцев, (рис. 9).

Xus2V4Nak2At0LkNAFCw210. Сгибание и разгибание пальцев по очереди, начиная с мизинца, затем с большого, в кулак (одной руки, дру­гой, двух   одновременно), (рис. 10 а,б).

Xus2V4Nak2At0LkNAFCw311. "ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ" — соприкосновение по очереди подушечек     пальцев правой и левой руки (большой с большим, указательный с указательным и т.д.), (рис. 11), а затем "КРЕПКОЕ РУКОПОЖА­ТИЕ" — надавливание подушечек пальчиков.

Xus2V4Nak2At0LkNAFCw412. "КУЛАК — КОЛЬЦО" — пальцы одной руки сжимают­ся в кулак, а пальцы   другой по очереди с большим об­разуют кольцо, затем положения рук меняются.
13. "КУЛАК—ЛАДОНЬ"— руки вытянуты вперед на уров­не груди.
Одна рука сжимается в кулак и сгибается в локте одно­временно, другая выпрямленной ладонью вниз, затем положение рук меняется.

Самомассаж кистей и пальцев рук

1. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами од­ной руки на основание большого пальца, середину ла­дони, основание пальцев другой руки, (рис. 12).

ZO419e4sZkI9L0QpOVByQ2. Растирание ладоней шестигранным карандашом с по­степенным увеличением усилий, (рис. 13).

ZO419e4sZkI9L0QpOVByQ23. Растирание ладоней движениями вверх-вниз, (рис. 14).

22MXALutSUebOpI7Huasdw4. Растирание боковых поверхностей сцепленных паль­цев, (рис. 15).

22MXALutSUebOpI7Huasdw25. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек, (рис. 16).

22MXALutSUebOpI7Huasdw36. Грецкий орех положить между ладонями, делать круго­вые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими оре­хами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой, (рис. 17).

22MXALutSUebOpI7Huasdw47. Надавливание незаточенных карандашом на болевые то­чки ладони, затем вращение карандаша вправо, влево.
8. Разминание кисти правой руки пальцами левой и на­оборот, затем поочередное растирание.

Упражнения для пальчиковой гимнастики за столом

1. Свободное похлопывание кистями по столу поочеред­но и одновременно.
2. Свободное постукивание пальцами по столу обеими руками и поочередно.
3: Поочередное приподнимание и опускание пальцев (ки­сти рук лежат на столе):
а) правой руки,
б) левой руки,
в) обеих рук одновременно.
4. Имитация игры на пианино.
5. Разведение пальцев врозь и сведение вместе (ладони на столе).
6. "БЕГАЮТ ЧЕЛОВЕЧКИ" (указательный и средний паль­цы правой, затем левой, потом обеих рук).
7. "ФУТБОЛ" - забивание шариков, карандашей одним, двумя пальцами.
8. Поочередная смена положениярук "КУЛАК — ЛАДОНЬ — РЕБРО".
Выполняется сначала правой, затем левой, потом дву­мя руками вместе; Порядок движений меняется.
9. Надавливание поочередно подушечками пальцев на поверхность стола. Выполняется сначала одной, за­тем другой, а после этого обеими руками одновремен­но.
10. Постукивание поочередно подушечками пальцев по столу одной, другой руки, а затем обеих рук одновре­менно.


+ 5
+ 1

Комментарии   

 
+1 #1 Ольга 17.05.2013 12:45
Для того, чтобы действительно развить движения рук и пальцев необходимо ребенка как можно раньше начинать учить жестовому языку. И именно тогда в мозге ребенка заработают определенные участки, которые и повлияют в дальнейшем на развитие всего мозга!
http://vk.com/videos-18335384?section=album_47836719&z=video-18335384_165186907%2Fclub18335384
Цитировать
 
 
+1 #2 Олеся 17.05.2013 14:56
При чем тут жестовый язык?! Эти упражнения не только для детей с нарушением слуха.Гимнастик а необходима детям для повышения работоспособнос ти коры головного мозга.И что теперь всем детям нужно изучать жестовый язык???
Цитировать
 
 
+2 #3 Ольга 17.05.2013 18:53
На сайте ведь размещается информация для родителей детей с нарушенным слухом.
Жестовый язык при том, что это максимальное развитие мелкой моторики и не только.
Кстати, слышащие дети из семей глухих родителей, владеющие, помимо звучащей речи, ещё и жестовым языком, развиваются раньше своих сверстников во многих отношениях.
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить